Методы архитектурного планирования для развития городских территорий
Исследование направлено на изучение зарубежного опыта, который показывает, что проблемы развития почти одинаковы как для либерального капиталиста (рыночной) модели экономики, так и для плановой (переходной командно-административной), но формы и методы регулирования градостроительной деятельности существенно отличаются. Характерная особенность Западной модели планирования – это применение проектно-ориентированной программы и комплексные стратегии городского планирования по регулированию землепользования и расчета размещение производительных сил, определение ресурса и градостроительные потенциалы, рынки сбыта продукции, дифференциация стоимости земли и наличие схем для разграничения территорий по формам собственности.
Гипотеза исследования состоит в том, чтобы сформировать методологию планирование развития города. В статье используются общие научные методы исследования. Результаты определяет тот факт, что планирование регионального развития России основывается на теории единой системы расчетов, на основе экономического и социального районирования территории по административному делению на трех уровнях (государственный, областной, районный).
Сегодня в России процесс разработки проектной документации на местном уровне для территории каждого населенного пункта должен стать неотъемлемой частью социально-экономических отношений в землепользование, строительстве и других отраслях экономики. Стратегия развития или генеральный план местности, как основной документ, регламентирующий процессы планирования, а также так план функционального зонирования территорий и детальный генеральный план территорий должны быть разработаны на основе профессионального прогнозирования с учетом демографических, социально-экономических, природно-географических, инженерно-технических, экологических, санитарно-гигиенических, историко-культурных факторов. На уровне сельского поселения, города и прилегающих к нему территорий, градостроительной документацией занимаются специализированные органы проектирования и стратегического планирования (по образцу европейских комиссий по планированию).
Принципиальные решения по размещению объектов производственного и социального назначения, охране территории от опасных природных и техногенных процессов, охрана природы, историко-культурного наследия, приоритетность развития территории и т.д. обсуждение с общественными организациями и муниципалитетами, поможет привлечь частных инвесторов и акционеров. В этом случае национальное планирование экономического развития будет основываться на предложениях местного уровня по использованию земельных участков различных форм собственности для государственных потребностей, отвечающие интересам крупного и среднего капитала, а также малого бизнеса. Местный уровень территориального планирования должен стать ядром национальных стратегий и программ развитие регионов (областей и районов).
Современная школа градостроительства неизменно следует принципам вертикального подчинения градостроительной документации (схемы планировки территории страны, области, района, города, села). Западные ученые рекомендуют использовать горизонтальные регуляторные механизмы регионального и местного пространственного планирования, присущие странам Европы и Соединенные Штаты Америки.
Несмотря на многочисленные отечественные публикации и научные разработки по совершенствованию система планирования территорий России и недавно принятые законодательные акты по управлению инструментами в области градостроительства, к сожалению, реализация градостроительной документации на региональном уровне и эффективного развития социально-экономической Структура поселений остается нерешенной. Необходимость совершенствования существующей системы планирования в России обусловила выбор темы этого исследования.
План зонирования также называют зонированием по аналогии с американским зональным планом для развития уездов, регулирующих параметры землепользования, строительства, благоустройство территорий (например, высота застройки для каждой территориальной зоны, коэффициент застройки земельного участка и возможные функции зданий и сооружений, и другие требования к разделам и пунктам для конкретных участков территорий).
Очевидно, правильнее было бы назвать такое зонирование правилами землепользования и застройки территорий, но парадокс в том, что такие правила действовали в России до принятия новое градостроительное законодательство. Поэтому необходимо создать новую эффективную систему планирования, синтезирующую лучшие подходы в градостроительной практике развитые страны по примеру западной рыночной модели экономики.
До принятия новых законодательных актов в сфере градостроительства условия и ограничения были предоставлены на основании градостроительных обоснований и архитектурно-планировочные задания для определения параметров застройки или изготовления внесение изменений в существующую градостроительную документацию. Такой подход значительно сократил достоверность прогнозов и расчетов. В частности, неточность и отсутствие проверки данных об объемах строительства, экологической ситуации, городских особенностях площади, функциональное зонирование территорий; прогнозы по основным направлениям инфраструктуры застройки и др., привели к разработке неактуальных градостроительных документов, на основе которых невозможно смоделировать мероприятия по устойчивому развитию территорий населенных пунктов.
Это неэффективность работы государственных органов градостроительства и архитектуры, областного, районного и городского уровней, а также государственных проектных институтов на фоне полного отсутствия средств местных бюджетов на разработку градостроительной документации что требует кардинальных изменений в системе планирования развития территорий.
Для совершенствования системы планировки территорий, необходимо изменить подходов в области градостроительства, осуществить переход от отраслевого к территориальному принципу планировки, применить мировой проектный опыт в развитии градостроительной документации на основе новой территориальной модели экономических прогнозов и расчетов, что позволит преодолеть управленческие диспропорции.
В рамках пилотного проекта предлагается создать муниципальные организации агентства для развития региональных территорий, а затем объединить проектные институты, городские органы планирования и архитектуры, а также органы землеустройства областных, районных и городских государственных администраций в органы государственного регионального территориального планирования. Это позволит фактически сконцентрировать в одном административном поле управление процессами пространственного развития регионов России, их скоординировать управление.
Органам местного самоуправления совместно с территориальными органами градостроительства и землеустройства, следует проанализировать существующую градостроительную документацию на соответствие существующим планам развития каждого населенного пункта и прилегающих территорий. В целях разрешения противоречий между отраслевыми органами, участвующими в решении вопросов территориального развития, необходимо разделить процессы региональной планировки территорий и проектирование архитектурных объектов. Для этого целесообразно разработать и принять проект Планового кодекса, который определит правовое регулирование всей сферы градостроительства и заменить ряд действующих нормативных правовых актов.
Таким образом, формирование системы планирования развития территории населенных пунктов будет способствовать эффективному использованию градостроительной документации, как инструмента стратегического планирование и оперативное управление территориями, решение экологических и социально-экономических проблемы, устранение деградации территорий, обоснование развития населенных пунктов. Развитие территорий должно происходить за счет реализации конкретных градостроительных решений, относительно нового строительства, реконструкции, реставрации, капитальный ремонт помещений и благоустройство территории.
Социально-экономическое развитие России возможно, только по принципу территориального планирования, как в ведущих странах мира, а не по принципу размещения промышленности (как это существует сегодня). Для этого необходимо изменить вертикаль иерархии градостроительной документации к горизонтальным связям прогнозирования и проектных документов местного планирования на уровне населенных пунктов. Расчеты стратегического планирования и применения градостроительной документации на местном уровне должна ориентироваться не только на решении проблемных вопросов развития местности, но и учитывать национальные интересы, определенные специальные проекты, схемы и программы развития отраслей экономики. В свою очередь, программы социально-экономического развития регионов должны основываться на реальных географических, социально-экономических факторах и функциональных связях, определяемых планами зонирования территорий, детальными планами территорий населенных пунктов и за их пределами.
Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают внесение изменений в ряд законодательных актов, в частности в статью 12 настоящего Кодекса, где компетенция местных советов определяет возможность создания органов по градостроительству и архитектуры сельскими, поселковыми и городскими советами в составе исполкомов совета. В то же время ни один законодательный акт не определяет полномочия и компетенцию таких органов, но передача на местный уровень разработки проектной документации поселений и механизмов государственного регулирования развития городских поселений уже осуществляется. Эффективнее же будет создавать на уровне районной государственной администрации орган управления по планированию развитию территории (агентство), что решит проблемы развития и будет способствовать упрощению порядок предоставления клиентам исчерпывающей информации о земельных участках всех категории по назначению и документацию об условиях, ограничениях и возможности развития и использования территорий поселения.