Контакты

Методы архитектурного планирования для развития городских территорий

Методы архитектурного планирования для развития городских территорий

 

Исследование направлено на изучение зарубежного опыта, который показывает, что проблемы развития почти одинаковы как для либерального капиталиста (рыночной) модели экономики, так и для плановой (переходной командно-административной), но формы и методы регулирования градостроительной деятельности существенно отличаются. Характерная особенность Западной модели планирования – это применение проектно-ориентированной программы и комплексные стратегии городского планирования по регулированию землепользования и расчета размещение производительных сил, определение ресурса и градостроительные потенциалы, рынки сбыта продукции, дифференциация стоимости земли и наличие схем для разграничения территорий по формам собственности.

Гипотеза исследования состоит в том, чтобы сформировать методологию планирование развития города. В статье используются общие научные методы исследования. Результаты определяет тот факт, что планирование регионального развития России основывается на теории единой системы расчетов, на основе экономического и социального районирования территории по административному делению на трех уровнях (государственный, областной, районный).

Сегодня в России процесс разработки проектной документации на местном уровне для территории каждого населенного пункта должен стать неотъемлемой частью социально-экономических отношений в землепользование, строительстве и других отраслях экономики. Стратегия развития или генеральный план местности, как основной документ, регламентирующий процессы планирования, а также так план функционального зонирования территорий и детальный генеральный план территорий должны быть разработаны на основе профессионального прогнозирования с учетом демографических, социально-экономических, природно-географических, инженерно-технических, экологических, санитарно-гигиенических, историко-культурных факторов. На уровне сельского поселения, города и прилегающих к нему территорий, градостроительной документацией занимаются специализированные органы проектирования и стратегического планирования (по образцу европейских комиссий по планированию).

Принципиальные решения по размещению объектов производственного и социального назначения, охране территории от опасных природных и техногенных процессов, охрана природы, историко-культурного наследия, приоритетность развития территории и т.д. обсуждение с общественными организациями и муниципалитетами, поможет привлечь частных инвесторов и акционеров. В этом случае национальное планирование экономического развития будет основываться на предложениях местного уровня по использованию земельных участков различных форм собственности для государственных потребностей, отвечающие интересам крупного и среднего капитала, а также малого бизнеса. Местный уровень территориального планирования должен стать ядром национальных стратегий и программ развитие регионов (областей и районов).

Современная школа градостроительства неизменно следует принципам вертикального подчинения градостроительной документации (схемы планировки территории страны, области, района, города, села). Западные ученые рекомендуют использовать горизонтальные регуляторные механизмы регионального и местного пространственного планирования, присущие странам Европы и Соединенные Штаты Америки.

Несмотря на многочисленные отечественные публикации и научные разработки по совершенствованию система планирования территорий России и недавно принятые законодательные акты по управлению инструментами в области градостроительства, к сожалению, реализация градостроительной документации на региональном уровне и эффективного развития социально-экономической Структура поселений остается нерешенной. Необходимость совершенствования существующей системы планирования в России обусловила выбор темы этого исследования.

План зонирования также называют зонированием по аналогии с американским зональным планом для развития уездов, регулирующих параметры землепользования, строительства, благоустройство территорий (например, высота застройки для каждой территориальной зоны, коэффициент застройки земельного участка и возможные функции зданий и сооружений, и другие требования к разделам и пунктам для конкретных участков территорий).

Очевидно, правильнее было бы назвать такое зонирование правилами землепользования и застройки территорий, но парадокс в том, что такие правила действовали в России до принятия новое градостроительное законодательство. Поэтому необходимо создать новую эффективную систему планирования, синтезирующую лучшие подходы в градостроительной практике развитые страны по примеру западной рыночной модели экономики.

До принятия новых законодательных актов в сфере градостроительства условия и ограничения были предоставлены на основании градостроительных обоснований и архитектурно-планировочные задания для определения параметров застройки или изготовления внесение изменений в существующую градостроительную документацию. Такой подход значительно сократил достоверность прогнозов и расчетов. В частности, неточность и отсутствие проверки данных об объемах строительства, экологической ситуации, городских особенностях площади, функциональное зонирование территорий; прогнозы по основным направлениям инфраструктуры застройки и др., привели к разработке неактуальных градостроительных документов, на основе которых невозможно смоделировать мероприятия по устойчивому развитию территорий населенных пунктов.

Это неэффективность работы государственных органов градостроительства и архитектуры, областного, районного и городского уровней, а также государственных проектных институтов на фоне полного отсутствия средств местных бюджетов на разработку градостроительной документации что требует кардинальных изменений в системе планирования развития территорий.

Для совершенствования системы планировки территорий, необходимо изменить подходов в области градостроительства, осуществить переход от отраслевого к территориальному принципу планировки, применить мировой проектный опыт в развитии градостроительной документации на основе новой территориальной модели экономических прогнозов и расчетов, что позволит преодолеть управленческие диспропорции.

В рамках пилотного проекта предлагается создать муниципальные организации агентства для развития региональных территорий, а затем объединить проектные институты, городские органы планирования и архитектуры, а также органы землеустройства областных, районных и городских государственных администраций в органы государственного регионального территориального планирования. Это позволит фактически сконцентрировать в одном административном поле управление процессами пространственного развития регионов России, их скоординировать управление.

Органам местного самоуправления совместно с территориальными органами градостроительства и землеустройства, следует проанализировать существующую градостроительную документацию на соответствие существующим планам развития каждого населенного пункта и прилегающих территорий. В целях разрешения противоречий между отраслевыми органами, участвующими в решении вопросов территориального развития, необходимо разделить процессы региональной планировки территорий и проектирование архитектурных объектов. Для этого целесообразно разработать и принять проект Планового кодекса, который определит правовое регулирование всей сферы градостроительства и заменить ряд действующих нормативных правовых актов.

Таким образом, формирование системы планирования развития территории населенных пунктов будет способствовать эффективному использованию градостроительной документации, как инструмента стратегического планирование и оперативное управление территориями, решение экологических и социально-экономических проблемы, устранение деградации территорий, обоснование развития населенных пунктов. Развитие территорий должно происходить за счет реализации конкретных градостроительных решений, относительно нового строительства, реконструкции, реставрации, капитальный ремонт помещений и благоустройство территории.

Социально-экономическое развитие России возможно, только по принципу территориального планирования, как в ведущих странах мира, а не по принципу размещения промышленности (как это существует сегодня). Для этого необходимо изменить вертикаль иерархии градостроительной документации к горизонтальным связям прогнозирования и проектных документов местного планирования на уровне населенных пунктов. Расчеты стратегического планирования и применения градостроительной документации на местном уровне должна ориентироваться не только на решении проблемных вопросов развития местности, но и учитывать национальные интересы, определенные специальные проекты, схемы и программы развития отраслей экономики. В свою очередь, программы социально-экономического развития регионов должны основываться на реальных географических, социально-экономических факторах и функциональных связях, определяемых планами зонирования территорий, детальными планами территорий населенных пунктов и за их пределами.

Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают внесение изменений в ряд законодательных актов, в частности в статью 12 настоящего Кодекса, где компетенция местных советов определяет возможность создания органов по градостроительству и архитектуры сельскими, поселковыми и городскими советами в составе исполкомов совета. В то же время ни один законодательный акт не определяет полномочия и компетенцию таких органов, но передача на местный уровень разработки проектной документации поселений и механизмов государственного регулирования развития городских поселений уже осуществляется. Эффективнее же будет создавать на уровне районной государственной администрации орган управления по планированию развитию территории (агентство), что решит проблемы развития и будет способствовать упрощению порядок предоставления клиентам исчерпывающей информации о земельных участках всех категории по назначению и документацию об условиях, ограничениях и возможности развития и использования территорий поселения.